15:46 Робототехника. Актуальность. Цели и задачи. |
Научно-технический прогресс последних десятилетий неразрывно связан с интеллектуальным продуктом, открытиями и изобретениями, получаемыми в результате инновационной деятельности. Одним из ведущих направлений современной прикладной науки является робототехника, которая занимается созданием и внедрением в жизнь человека автоматических машин, способных намного облегчить как промышленную сферу жизни, так и бытовую. Роботостроение сегодня – довольно развитая отрасль промышленности: огромное количество роботов выполняют работу на различных предприятиях, изучение космического пространства или подводных глубин уже не обходится без использования робототехнических манипуляторов подводных или летательных аппаратов с высоким уровнем интеллекта. В стенах лабораторий создается все большее количество роботов бытового назначения, «умные машины» все чаще заменяют человека на рабочем месте. В этих условиях весомое значение приобретает образовательная робототехника как новая технология обучения и эффективный инструмент подготовки инженерных кадров современной России. Дополнительная образовательная программа «Юный техник» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предназначена для реализации дополнительного образования детей в подготовительной группе детского сада (пятый год обучения, возраст детей 6-7 лет) по технической направленности (робототехника) и рассчитана на 1 календарный год. Программа направлена на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, в формировании первичных представлений о технике ее свойствах, назначении в жизни человека. Актуальность программы заключается в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении; в соответствии требованиям ФГОС, который определяет конструирование обязательным компонентом образовательной программы, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения. Робототехника в детском саду базируется на знаниях, полученных воспитанниками при освоении основной образовательной программы по направлениям «Формирование элементарных математических представлений», «Конструирование», «Формирование целостной картины мира» и является фундаментом для успешного применения технических знаний и конструкторских навыков в последующей образовательной деятельности. Образовательная деятельность в рамках программы «»Юный техник» предусматривает конструирование простейших моделей роботов, приводимых в движение с помощью приводов и различных передач. Реализация данной программы поспособствует росту любознательности воспитанников, повышению моторики, наблюдательности, внимательности и усидчивости. Использование решений из области робототехники в рамках дополнительного образовательного процесса позволит формировать технологическую и проектную культуру воспитанников. Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Реализация данной программы предусматривает выполнение следующих задач:
В результате освоения воспитанниками данной образовательной программы по робототехнике предполагается достижение следующих целевых ориентиров: Дети имеют представление: * об основных принципах построения роботов; * о принципах работы некоторых датчиков и двигателей; Дети знают: * названия и назначения основных комплектующих моделей/роботов; * значение технических терминов; Дети умеют: * устанавливать причинно-следственные связи; * анализировать результат и искать новые пути решения; * строить трёхмерные модели по двухмерным чертежам; * творчески мыслить при создании действующих моделей; * работать в группе, договариваться с партнёрами. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой образовательной деятельности предусмотрено проведение комбинированных и лабораторных занятий. Для улучшения усвоения образовательного материала рекомендуется применять нетрадиционные формы работы с детьми и современные технические средства обучения, в том числе аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные. В процессе работы с детьми рекомендуется использовать игровые методы обучения и развития практических навыков, побуждать воспитанников к фантазированию. |
|