Российская Федерация

Калининградская область

Администрация муниципального образования "Багратионовский муниципальный район"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Владимировский детский сад»

____________________________________________________________________________________

посёлок Владимирово, ул. переулок Школьный 1, телефон:8-401-565—93-88

 

Сообщение на тему:

 «Задачи конструктивно – модельной деятельности в разных возрастных группах ДОО»

Подготовлено воспитателем I квалификационной категории

Рыжовой Марией Валерьевной

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Среди общих задач по конструктивной деятельности детей можно выделить следующие:

  1. Обучающие:
        • сформировать знания об окружающем мире на основе создания конструктивных 2/3D – моделей;
        • познакомить с деталями конструктора и способа создания моделей;
        • научить решать конструктивные, изобразительные задачи.
  2. Развивающие:
        • развить пространственное мышление, воображение, креативные и творческие способности;
        • развить интерес к созданию конечного продукта труда.
  3. Воспитательные:
        • воспитывать толерантность друг к другу;
        • воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца.

При определении содержания программы следует учитывать возрастной опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, предлагая ребёнку решать посильные конструктивные задачи самостоятельно. Исходя из этого можно определить задачи для каждой возрастной группы детей.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Образовательные задачи:

      • знакомить детей с деталями конструктора, их свойствами и выразительными возможностями;
      • познакомить  с объёмными геометрическими телами и архитектурными формами (купола, крыши, арки, колонны, мосты, двери, лестницы, окна), входящими в состав конструкторов;
      • научить размещать в пространстве различные геометрические тела, создавая более сложную определённую конструкцию конкретного назначения;
      • научить определять геометрические формы деталей и сопоставлять их друг с другом;
      • научить видеть образ и соотносить его с формами конструкторов;
      • знакомить с приёмами создания конструкций, крепления деталей конструктора;
      • обучить созданию конструктивных образов в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования  предлагаемых заготовок.

Развивающие задачи:

      • развивать чувство формы при создании построек;
      • развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание и память;
      • способствовать овладению конструктивными умениями: расположение детали в различных направлениях на разных плоскостях, надёжное соединение деталей, соотношение постройки со схемами, подбор адекватных приёмов соединения деталей;
      • включить в активный словарь ребёнка специальные понятия: «конструкция», «архитектура», «схема».

Воспитательные задачи:

      • сформировать интерес к конструированию;
      • прививать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений;
      • развивать эстетику восприятия;
      • воспитать аккуратность при работе с различными материалами;
      • сформировать умение выполнять коллективную работу.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Образовательные задачи:

      • закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая их свойства и выразительными возможности;
      • закрепить умение выделять, называть, классифицировать разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны,  двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов;
      • научить создавать разнообразные конструкции в процессе конструктивной деятельности;
      • научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки.

Развивающие задачи:

      • продолжать развивать чувство формы при создании конструкций;
      • способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика, объём, фактура, динамика/статика;
      • продолжать развитие наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание и память;
      • закрепить конструктивные умения: расположение детали в различных направлениях на разных плоскостях, надёжное соединение деталей, соотношение постройки со схемами, подбор адекватных приёмов соединения деталей;
      • включить в активный словарь ребёнка специальные понятия: «пропорция», «масштаб», «фактура», «пластика».

Воспитательные задачи:

      • формировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
      • развивать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений;
      • развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других;
      • выработать аккуратность при работе с конструкторами;
      • сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания одной постройки.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Образовательные задачи:

      • совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительными возможности;
      • научить использовать различные типы композиций для создания объёмных конструкций;
      • научить создавать сюжетные конструктивные образы;
      • помочь сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающего мира;
      • научить выделять образ в различных геометрических телах;
      • совершенствовать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа;
      • формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;
      • научить самостоятельно преобразовывать детали  с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;
      • закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость;
      • выработать способность осознанно заменять одни детали другими.

Развивающие задачи:

      • продолжить формирование чувства формы и пластики при создании конструкций;
      • закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику, объёмы, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования;
      • совершенствовать умение планирования своей деятельности;
      • включить в активный словарь ребёнка специальные понятия: «заменитель», «структура», «тектоника».

Воспитательные задачи:

      • закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
      • развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других;
      • привить навык коллективной работы.

Подготовительный дошкольный возраст (6-7 лет)

Конструирование для детей этой возрастной группы является одним из наиболее привлекательных занятий. У них уже накопился опыт в познании окружающей действительности, сложилось осознанное отношение к технике, архитектурным памятникам. Дети способны дать элементарную оценку различным сооружениям, предметам архитектуры, технике; стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность. Умение планировать свою работу становится приоритетным, поэтому следует уделять особое внимание обучению умения планировать не только отдельные этапы создания построек, но и весь ход работы.

В этой возрастной группе необходимо уделить также внимание развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии/чертежу. В предыдущих группах дети овладели основными приёмами конструирования. Новым является создание конструкций с точной или абстрактной трактовкой образа