Родительское собрание – мастер класс.
Тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников».
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Дата проведения: 26.03.2015 г. Группа: 2-я младшая
Приглашённые: заведующий Романчик Т. П.
Воспитатель: Рыжова М. В.
Повестка дня:
- Выступление воспитателя Рыжовой М. В.: «Мастер класс «Развитие речи младших дошкольников».
1 часть теоретическая: «Совсем немного науки». Речь как форма общения. Основные задачи речевого развития.
2 часть практическая: «Игра – путешествие по стране «Развитие Речи»».
- Выступление Воспитателя Рыжовой М. В..: «Организационные моменты. План работы во втором полугодии 2014/2015 г.». Мероприятия, конкурсы, оформление территории детского сада («Парк сказок», апрель 2015 г.)
ХОД СОБРАНИЯ.
МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи младших дошкольников».
1 часть: «Совсем немного науки»
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами русского языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному дальнейшему обучению. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера: ребёнок может стать неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к русскому языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Эти задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
2 часть: Игра-путешествие по стране «Развитие речи».
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.
Чух – Чух,
Чух – Чух,
Мчится поезд
Во весь дух …
- Станция «Творческая»
Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т.д.)
Чух – Чух,
Чух – Чух,
Мчится поезд
Во весь дух …
2. Станция «Сказочная»
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Чух – Чух,
Чух – Чух,
Мчится поезд
Во весь дух …
3)Станция «Наши руки не знают скуки»
1этап Массаж.
Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
2этап
- Пальчиковые игры (без предметов). «Мальчик - пальчик».
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
Пальчиковая игра «Солнце» Закреплять прищепки на каждый лучик муляжа солнышка.
Вышло из-за тучки солнце
И глядит в моё оконце.
От него лучей так много,
Что просохли все дороги.
Пальчиковая игра «Тучки». Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.
А вот и облачко – смотри
Прищепки вниз цепляем мы.
Это дождь идёт грибной:
Весёлый, тёплый озорной.
3) Станция «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
Бы, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
Словесная игра «Почемучка»
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
4) Станция «Кинотеатр». Просмотр видеоролика «Развиваем речь с детьми».
Организационные моменты. План работы во втором полугодии 2014/2015 г.
***
Итог родительского собрания:
- родители задают вопросы на уточнение.
- проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.