Родительское собрание – мастер класс.

Тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников».

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

 

Дата проведения: 26.03.2015 г.                                  Группа: 2-я младшая

 

Приглашённые: заведующий Романчик Т. П.

Воспитатель: Рыжова М. В.

Повестка дня:

  1. Выступление воспитателя Рыжовой М. В.: «Мастер класс «Развитие речи младших дошкольников».

1 часть теоретическая: «Совсем немного науки». Речь как форма общения. Основные задачи речевого развития.

2 часть практическая: «Игра – путешествие по стране «Развитие Речи»».

  1. Выступление Воспитателя Рыжовой М. В..: «Организационные моменты. План работы во втором полугодии 2014/2015 г.». Мероприятия, конкурсы, оформление территории детского сада («Парк сказок», апрель 2015 г.)

ХОД СОБРАНИЯ.

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи младших дошкольников».

 

1 часть: «Совсем немного науки»

 

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами русского языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному дальнейшему обучению. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера: ребёнок может стать неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к русскому языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

Эти задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть: Игра-путешествие по стране «Развитие речи».

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

Чух – Чух,

Чух – Чух,

Мчится поезд

Во весь дух …

 

  1. Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

- луна (яркая, растущая и т.д.)

Чух – Чух,

Чух – Чух,

Мчится поезд

Во весь дух …

 

2. Станция «Сказочная»

 Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

 Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Чух – Чух,

Чух – Чух,

Мчится поезд

Во весь дух …

 

3)Станция «Наши руки не знают скуки»

1этап Массаж.

Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) Потереть ладони, похлопать.

 

2этап

  1. Пальчиковые игры (без предметов). «Мальчик - пальчик».

 

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

 

Пальчиковая игра «Солнце» Закреплять прищепки на каждый лучик муляжа солнышка.

Вышло из-за тучки солнце

И глядит в моё оконце.
От него лучей так много,
Что просохли все дороги.

 Пальчиковая игра «Тучки». Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.

А вот и облачко – смотри

Прищепки вниз цепляем мы.

Это дождь идёт грибной:
Весёлый, тёплый озорной.

 

3)  Станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу - «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

 

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

 

4) Станция «Кинотеатр». Просмотр видеоролика «Развиваем речь с детьми».

 

 

Организационные моменты. План работы во втором полугодии 2014/2015 г.

 

***

 

 

Итог родительского собрания:

- родители задают вопросы на уточнение.

- проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.