Калининградская область
Администрация муниципального образования "Багратионовский городской округ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Владимировский» детский сад
посёлок Владимирово, ул. пер.Школьный 1, телефон:8-401-565—93-88
Проект
средняя группа «СМЕШАРИКИ»
«Наш уголок природы»
Воспитатели:
Рыжова Мария Валерьевна,
Лукьянова Татьяна Степановна
Владимирово,
2018 г.
Этапы работы
1 этап: диагностический
-
Анализ затруднений
· Постановка проблемы, определение цели и задач проекта
· Изучение материала по данной проблеме
· Изучение методической литературы
-
Изучение нормативно-правовой базы
2 этап: практический
-
Обогащение предметно-развивающей среды
· Оформление центра природы в соответствии с ФГОС
· Прогнозирование результатов
· Разработка перспективного плана
-
Сотрудничество с родителями в рамках проекта
3 этап: обобщающий
-
Анализ проделанной работы
-
Обобщение опыта работы по теме проекта. Распространение опыта работы среди коллег
Тип проекта: практико-ориентированный
По времени проведения: краткосрочный (1 месяц, февраль-март 2018 г.)
По количеству участников: групповой
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители (законные представители), воспитатели группы.
Проблема:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, а предметно-развивающая среда нашей группы была недостаточно оснащена, мы решили разработать проект «Наш уголок природы».
Цель проекта: обогащение предметно - развивающей среды группы «Смешарики»; формирование у детей и родителей (законных представителей) чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
При реализации нашего проекта были поставлены следующие задачи:
1.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе.
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность, активность в познавательной деятельности.
3. Приучать ухаживать за комнатными растениями.
4. Обогащать знания детей о комнатных растениях.
5. Приобщать детей к экспериментально-исследовательской деятельности.
6. Привлекать детей и родительскую общественность к участию в конкурсах и выставках различного уровня.
Планируемые результаты
1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.
I этап - диагностический.
Для того, чтобы достичь цели нашего проекта - обогащение предметно-развивающей среды - мы изучили методическую литературу и нормативно-правовую базу по теме проекта.
Оформление центра природы по ФГОС.
У каждой группы детского сада свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13), растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.
СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений. Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум». В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь: муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, рисунки детей о природе и поделки из природного материала, материал для труда, оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания.
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со второго полугодия в средней группе вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
II этап – практический
Для достижения цели и планируемых результатов проекта составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей (законных представителей). Приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН предметно-развивающая среда нашего уголка природы.
Развивающая среда центра природы в нашей группе включает следующее:
-аудио- и видеозаписи диких и домашних животных, звуков природы, пения птиц;
- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;
- картины с пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);
- настольные игры «Кто где живет?», «Кто с кем?», домино «Фрукты, ягоды», «Овощи»; «Животные» и т.п.
- маски животных для создания игровых сюжетных линий;
-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, лоскуты ткани, веточки растений разных размеров);
-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка)
-комнатные растения (бальзамин, хлорофитум, фикус, каланхоэ, декабрист, традисканция)
Перспективное планирование (15.02.2018 - 15.03.2018).
1 -2 неделя
Наблюдение и труд в уголке природы
Цель: Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями.
Экспериментально-исследовательская деятельность «Богатство природы -вода»
Цель: обучить детей различать состояния воды;
расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
ОД по речевому развитию «Лес зимой»
Цель: -развивать знания детей о зимовье диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию.
- воспитывать любовь к природе, животным
Дид. игра «Что из чего сделано?»
Цель: Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы.
ОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Дерево в снегу»
Цель: Закреплять представление о зимнем покое деревьев, учить рисовать красками, используя ватную палочку.
Беседа на тему «Как зимуют звери?»
Цель: Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям.
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.
Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.
П/и «Лиса и заяц»
Цель: Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение.
3 неделя
ОД по познавательному развитию «Как зимуют растения на улице и в комнате?»
Цель: Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними.
Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников.
Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице.
ОД по познавательному развитию (математика) «Наш природный уголок»
Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях уголка природы.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Развивать речь, память, мышление, воображение.
ОД по познавательному развитию «Врачи - наши помощники»
Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье.
Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем. Учить сажать лук на перо.
Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте».
Цель: Дать конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются);
Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага);
Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь.
4 неделя
Цель: ОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Цветы для мам»
Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус.
Экспериментально-исследовательская деятельность «Как обнаружить воздух в помещении?»
Цель: Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем.
Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек".
Цель: Помочь детям запомнить стихотворение. Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине.
ОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Пернатые друзья»
Цель: Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из теста птицу.
Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?»
Цель: Познакомить детей со свойствами почвы; Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Вызывать радость открытий, полученных из опытов;
Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Итоговое мероприятие Экологический конкурс "Умники и умницы"
Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе. Развивать воображение, мышление, любознательность, активность в познавательной деятельности.
В перспективе
ОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) «Аквариум (коллективный творческий проект)»
Цель: Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности.
Были выбраны формы взаимодействия с родителями воспитанников:
1. Консультация в уголке для родителей "Комнатные растения - наши друзья или враги?"
2. Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием родителей.
3. Экологический конкурс "Умники и умницы" (с участием родителей и детей).
4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Презентация) (родители и дети).
5. Изготовление поделок на тему «Звери, птицы, лес и я – все мы дружная Земля»