МБДОУ-д/с №7 посёлка Владимирово.

Краткосрочный познавательно - творческий проект

во второй младшей группе «Лунтик».

«Каша — еда наша».

 Автор: Рыжова Мария Валерьевна, воспитатель второй младшей группы.

 

Проблема: Дети отказываются кушать кашу по утрам, у них не сформированы ценности здорового образа жизни. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, выработать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в  течение всей жизни.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный (20 – 30 апреля 2015 г.).

Участники проекта:  дети второй младшей группы «Лунтик», педагоги, родители (законные представители).

Цель: Сформировать у детей представление о каше как обязательном компоненте меню, о пользе каши в рационе детского питания. Продолжать закреплять знания о здоровом питании.

Задачи:

  1. Дать понятие о том, что каша — традиционная русская еда.
  2. Дать знания о том, как и из чего варят кашу.
  3. Учить различать и называть разные виды круп: гречка, рис, манка, пшено, перловка, кукуруза, овёс.
  4. Предоставить возможность проявить творчество.
  5. Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.
  6. Вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат:

- дети получили первичные представления о зерновых культурах, крупах и кашах, получаемых из них;

- дети умеют различать и называть крупы и каши;

- дети полюбили каши за их вкусность и полезность.

Продукт проектной деятельности: оформление веранды на закреплённом участке по мотивам м/ф «Лунтик. Каша»; папка-передвижка для родителей «Кто сказал, что каша это пустяк?», изготовление альбома детских работ «Ах! Какая каша!», оформление фотовыставки «Мы любим кушать кашу!», развлечение «Праздник каши».

Реализация проекта:

1. Работа с родителями (законными представителями):

  • папка – передвижка «Кто сказал, что каша это пустяк?»;
  • беседа: «10 способов воспитать у детей правильное отношение к пище»;
  • приглашение родителей принять участие в организации и проведении мероприятия «Праздник каши».

2. Работа с детьми:

  • Проведение опроса среди детей.
  • Беседа «Каша – еда наша».
  • Знакомство с пословицами и стихами о каше.
  • Экскурсия на кухню детского сада.
  • Рассматривание разных видов круп.
  • Отгадывание загадок о зерне.
  • Аппликация (обрывание) «Каша с вкусными добавками».
  • Разучивание игры — хоровода «Варим кашу».
  • Разучивание пальчиковой игры «Машина каша».
  • Игра «Кормим кукол кашей».
  • Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Золушка».
  • Чтение сказок про каши.

3. Календарный план проекта

Содержание работы

Дата

Участники

  • Проведение опроса среди детей.
  • Рассматривание разных видов круп.
  • Беседа «Каша – еда наша»;
  • Разучивание игры — хоровода «Варим кашу».
  • Оформление папки – передвижки «Кто сказал, что каша это пустяк?».
  • Приглашение родителей принять участие в организации и проведении мероприятия «Праздник каши».

20.04.2015

Воспитатель, помощник воспитателя, дети, родители.

  • Просмотр мультфильма «Лунтик. Каша».
  • Оформление веранды по мотивам м/ф «Лунтик.Каша».

21.04.2015

 

  • Игра – хоровод «Варим кашу»
  • Индивидуальные беседы с родителями «10 способов воспитать у детей правильное отношение к пище».

22.04.2015

Воспитатель, помощник воспитателя, дети, родители.

Экскурсия на кухню детского сада.

23.04.2015

Дети, воспитатель, повар.

  • Аппликация (обрывание) «Каша с вкусными добавками». Создание поваренной книги «Ах! Какая каша!» (альбома детских работ).
  • Разучивание пальчиковой игры «Машина каша».

24.04.2015

Воспитатель, помощник воспитателя, дети.

Содержание работы

Дата

Участники

Оформление фотовыставки «Мы любим кушать кашу!»

27.04.2015

Дети, воспитатель.

Игра «Кормим кукол кашей».

28.04.2015

Дети, воспитатель.

Развлечение «Праздник Каши».

29.04.2015

Дети, родители, воспитатели, помощник воспитателя.

  • Знакомство с пословицами и стихами о каше.
  • Отгадывание загадок о зерне.
  • Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Золушка».
  • Чтение сказок про каши.

ежедневно

Дети, родители, воспитатели, помощник воспитателя.

Итог работы:

1. Оформление поваренной книги (альбома) «Ах! Какая каша!»;

2. Фотовыставка «Мы любим кушать кашу!».

3. Развлечение «Праздник каши».

Материал, оборудование:

  • Разные виды круп;
  • Картинки с продуктами для приготовления каши;
  • Цветная бумага, клей;
  • Изображение ягод, орехов для украшения каши
  • Мультфильм «Лунтик. Каша»
  • Куклы, посуда (ложки, тарелочки).

Беседа «Каша – еда наша».

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что чаще всего вы кушаете на завтрак?

Дети: Кашу.

Воспитатель: Правильно, кашу. Сегодня мы поговорим о каше. Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?

Дети: Значит слабый.

Воспитатель: Да, вы правы, так говорят о слабых, хилых людях, которые не едят каш. С утра у людей много работы и разной заботы. Вы тоже вот сейчас пришли в садик, занимаетесь, потом пойдёте гулять, играть. Многие из вас любят бегать. На всё это нужно много сил и энергии, а в каше очень много витаминов и полезных веществ.

Кашу на Руси стали есть очень давно. Это блюдо считается Русской едой. Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Мы с вами знакомились с ними. Вспомните их.

Дети: 

Русская каша — матушка наша;

Кашу маслом не испортишь

Что за обед, коли каши нет;

Щи да каша — пища наша;

Хороша кашка, да мала чашка;

Каша — кормилица наша;

В родном доме и каша гуще;

Без каши семью не накормишь.

Воспитатель: Молодцы! Пословицы вы знаете. А вы знаете, что каша это кушанье из крупы, сваренное на воде или молоке? А из какой крупы можно сварить кашу?

Дети: Рис, гречка, пшено, манка, овсянка.

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам крупу, а вы попробуйте назвать её и кашу, которую из неё варят. Показываю крупу:

Дети: Гречка — каша гречневая.

          Манка — каша манная.

          Рис — каша рисовая.

          Пшено — каша пшённая.

          Геркулес — каша геркулесовая.

          А если перловка — каша перловая.

Воспитатель: Как вы думаете, какая каша самая полезная?

Дети: Все каши полезны.

Воспитатель: Каждая каша полезна по-своему.

Есть такая легенда. Один мальчик из Греции с детства очень любил геркулесовую кашу. Когда он вырос, он стал очень сильным и могучим.

И люди стали его звать Геркулесом. Я обязательно, в следующий раз, расскажу вам о сильном Геркулесе. А про гречку люди говорят: «железная, полезная» В ней очень много железа.

   Теперь вы верите, мне, что все каши полезны. В них много витаминов и полезных микроэлементов. Это такие полезные частицы, которые очень нужны вам для здоровья и роста.

 А теперь ребята давайте поиграем.          

Вставайте все в круг. Это горшок. Молоком будет Саша, солью — Настя, сахаром — Федя, крупой — Лиля.

Как только услышите называние своего продукта — выходите в центр круга. Да смотрите не зевайте, а то каша у нас невкусная получится, если чего-то не добавим в нее.

Дети ходят по кругу взявшись за руки, воспитатель говорит слова:

Раз, два, три, кашу нам горшок вари!

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Наливаем молоко...

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Сыплем соль...

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Сыплем сахар...

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Насыпаем крупу...

Мы внимательными будем, ничего не позабудем!

Все продукты поместили, каша варится «пых-пых!»

Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом!

И попробуем-ка нашу  вместе сваренную кашу!

Ее вместе поедим, всех, всех кашей угостим.

Ведь варилась-то «пых-пых!» для друзей и для родных.

Воспитатель: Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки показали, как надо кашу варить.

Аппликация (обрывание)

Воспитатель: Ребята, вспомните в какую новую хороводную игру мы с вами разучили? («Варим кашу»). А из какой крупы можно сварить вкусную кашу? (гречневая, ячневая, рисовая, манная, пшено…) Что за шум!

В группе появляется озорная  девчонка (кукла, живой персонаж).

Маша:  Привет!  А чего это вы тут делаете?

Воспитатель: Мы о каше говорим. О том, какая она полезная. А ты кто такая, как тебя зовут?

Маша: А я девочка Маша. А кашу я не ем, не люблю я эту гадость!

Воспитатель: Ты не права, каша совсем не гадость. Ребята, расскажите Маше о пользе каши.

Дети: Читают стихи.

  1. Лучше нет крупы, чем гречка!

Знает каждое сердечко

В доме нашем знает каждый-

Гречка лучшая из каш!

  1. Ну а мой приятель Вовка

Любит поедать перловку,

И поэтому наш Вовка

Самый сильный из ребят.

  1. Знаю точно-лучше риса

 Нету каши для Бориса.

 Геркулес Настасья любит,

 А Баба Фрося ест пшено.

Маша: Всё равно, не люблю! Она не вкусная. Конфета вкуснее!

Воспитатель: Нет Маша, мы тебе сейчас докажем, что каша полезнее конфет. Посмотри на наших ребят. Какие они здоровые, весёлые, щёчки у всех розовые. Потому что каждый день кашу едят. Наши ребята  сильные и редко болеют. Давайте ребята покажем Маше нашу силу.

Дети выполняют спортивные движения под музыку «Богатырская сила»

 Воспитатель: Давайте вспомним, какие продукты нужны, чтобы сварить кашу?

Дети: Называют продукты.

Маша: Хоть я кашу и не люблю, но игру про неё знаю. Хотите научу?

Проводится пальчиковая игра «Машина каша»

Маша каши наварила,                        Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила.                дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу                        Загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку,                                 на левой руке.   

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                                 Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала.                          Сдувают «крошку» с ладошки.

Воспитатель: А знаете ли вы как кашу сделать еще вкуснее?

Дети предлагают варианты: Добавить масло, варенье, изюм, орехи, ягоды.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать поварами. Да не просто поварами, а художниками своего дела. У меня для вас есть самые настоящие поварские колпаки, надевайте! Вам нужно будет выбрать тарелку и кашу из бумаги нужного цвета. Потом украсить эту кашу различными добавками. Что можно добавить в кашу? (дети перечисляют добавки).

Для пшенной каши бумага нужна какого цвета?

Для рисовой? (белая)

Для гречневой? (коричневую)

Для манной? (белая)

Выполняется аппликация (обрывание): «Каша с вкусными добавками»

Дети работают, звучит тихая музыка. «Маша» ходит подхваливает детей, помогает им. По окончании работы дети рассказывают о своей каше, о том из чего она и чем украшена.

Воспитатель: Молодцы! Какая у всех красивая и полезная каша получилась. Я думаю, что теперь вы все полюбите кашу и расскажите всем своим друзьям о ее пользе.

На столе дымится каша

Где большая ложка наша?

Будем с кашей мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!

Маша:  Мне тоже ваша каша понравилась. Теперь я начну её есть  каждый день на завтрак.

Воспитатель: Я предлагаю изготовить из ваших работ «Поваренную книгу», пусть наши друзья и гости готовят такие же вкусные и полезные каши.

*******************************************************************************************************************

Сказки про кашу.

Русские пословицы о каше

  1. Кашу маслом не испортишь.
  2. На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.
  3. Любо брюху, что глаза кашу видят.
  4. Без каши и обед не в обед.
  5. Щи да каша - пища наша.
  6. Хорош был суп, да без круп.
  7. Где каша - там и наши.
  8. Густая каша семьи не разгонит.
  9. Один и у каши сирота.
  10. Затеял кашу, так не жалей масла.

Шутка-прибаутка:

 «Ел мужик щи с кашей долго, положил ложку, распоясался, перевёл дух, да и начал снова!»

Игра «Кормим кукол кашей».

Дети усаживают кукол и под чтение потешки воспитателем кормят кукол кашей:

Ложечку за папу, ложечку за маму,
Кушай, детка, кашку, будешь умной самой!
Ложечку за бабу, ложечку за деду,
Ложечку за юркую мышку-непоседу!
Ложечку за слоника, ложечку за мишку,
Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!
Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,
Ложечку за рыжую хитренькую лиску!
Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,
Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!
Ложечку за зебру, ложечку за львенка,
Ложечку за самого умного ребенка!

Дидактические игры

Золушка

Цель: развивать мелкую моторику, продолжать знакомить с крупами

Наглядный материал: 2-3 вида злаков, миски

Ход игры:

Воспитатель предлагает устроить конкурс – кто быстрее и качественнее переберет крупу. Дети по 2-3 человека подходят к тарелочкам, где смешаны злаки и разбирают их на отдельные тарелочки. Кто быстрее справится – тот и победил.

Дополнение: дети могут назвать злаки, которые отбирали и каши, которые из них можно приготовить.

Чудесный мешочек

Цель: продолжать знакомить детей с крупами, узнавать их на ощупь и называть, развивать тактильные ощущения

Наглядный материал: «чудесный мешочек» с маленькими мешочками, наполненными зерном и крупами

Ход игры:

Дети по очереди достают мешочки, ощупывают их, отгадывают крупу и называют кашу, которая из нее получается.

Загадки о зерне.

1. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)

2. Черна, мала крошка, соберут немножко.

В воде поварят, кто съест – похвалят. (Гречка)

3. Как во поле во кургане стоит курица с серьгами. (Овес)

4. В поле сережки на тоненьких ножках. (Овес)

5. В поле метелкой, в мешке – жемчугом. (Пшеница)

6. Белый друг – родина его юг. (Рис)

7. Сидит мышка в золотой кубышке. (Просо)

Опрос детей на начало проекта.

Вопросы:

  1. Ты любишь кашу?
  2. Какую кашу ты любишь?
  3. Какая каша тебе не нравится?
  4. Знаешь ли ты, из чего делают кашу?
  5. В какое время суток едят кашу?
  6. С чем обычно ты ешь кашу?
  7. С какой добавкой ты съел бы кашу обязательно?

Консультация для родителей «Кто сказал, что каша это пустяк?»

Информация на стенды и для бесед с родителями.

КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА

О питании