Российская Федерация

Калининградская область

Администрация муниципального образования "Багратионовский муниципальный район"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 7 посёлка Владимирово

____________________________________________________________________________________

посёлок Владимирово, ул. переулок Школьный 1, телефон:8-401-565—93-88

Конспект открытого занятия в рамках районного методического объединения

по формированию элементарных математических представлений

в группе «Смешарики» (возраст детей 4-5 лет)

Дата: 16.11.2016 г.

Воспитатель: Рыжова Мария Валерьевна, 1 квалификационная категория.

Тема: «Счёт до 5. Части суток.»

Программное содержание: Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?». Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Материалы и оборудование: проектор (телевизор), ноутбук, флэш-накопитель, мультфильм «Петушок», слайд «Петушок, сидящий на заборе на фоне встающего солнышка», слайд-шоу «Игра НЕ ОШИБИСЬ», яйцо-сюрприз, мяч, волшебная коробка с двойным дном, 5 курочек, 5 цыплят, магнитная доска с магнитами, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки; плоскостные изображения блюдечек и зернышек (по 5 шт. для каждого ребенка), карточки с изображением частей суток — утро, день, вечер, ночь (по 4 шт. для каждого ребенка).

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами не простая встреча. Посмотрите как много гостей к нам сегодня пришло. Поздоровайтесь с гостями! А пришли гости не просто так, а посмотреть как мы с вами любим заниматься математикой! Но для начала давайте мы придумаем, как сегодня будем друг к другу обращаться. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови себя ласково». (проводится игра)

Воспитатель: Ой, ребята, а что это у вас за интересная коробочка появилась в группе, я такую раньше не видела. А может она волшебная… Вы знаете какие-нибудь волшебные слова? Давайте попробуем во что-нибудь превратить наш мячик? (воспитатель вкладывает в коробку мяч и все вместе произносят волшебные слова).

Воспитатель: Ой, ребята, наш мячик превратился в яйцо с сюрпризом. Посмотрим что же там? (открывает яйцо, достаёт флэш-накопитель). Посмотрим что на «флэшке»…

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «ПЕТУШОК» (30 сек.) После просмотра приглашает присесть детей на стульчики перед магнитной доской.

Воспитатель: «Когда просыпаются детки?» (показывает слайд с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка).

Дети: Утром!

Воспитатель: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?» (обращает внимание на четырех курочек, расположенных на магнитной доске)

Воспитатель вызывает ребенка, просит посчитать курочек и расположить в нижней части магнитной доски столько же цыплят:

Воспитатель: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепляет на магнитную доску еще одну курочку). Курочек стало больше, чем цыплят?»

Воспитатель: «Сколько курочек? (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка — сравните, кого больше.

Дети: Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.

Воспитатель: Четыре цыпленка и пять курочек — кого меньше?

Дети: Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек

Воспитатель: Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Кто сделает так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять.

Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка.) Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления.

Воспитатель: Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а давайте покормим цыплят.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОКОРМИМ ЦЫПЛЯТ».

У детей двухполосные карточки и плоскостные изображения блюдечек и зернышек.

Воспитатель: На нижней полоске карточки расположите четыре блюдечка, а на верхней столько же зернышек. Блюдечек и зернышек поровну? По сколько блюдечек и зернышек? Как сделать так, чтобы блюдечек стало пять? (Дети выполняют задание.) Как получилось пять блюдечек? Пять блюдечек и четыре зернышка — сравните, что больше.

Дети: Пять блюдечек больше, чем четыре зернышка.

Воспитатель: Четыре зернышка и пять блюдечек — сравните, что меньше.

Дети: Четыре зернышка меньше, чем пять блюдечек.

Воспитатель: Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы блюдечек и зернышек стало поровну. По сколько теперь блюдечек и зернышек?

Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Хорошо считаете, но пришла пора нам размяться… Проводится физкультминутка «Солнышко»

К ночи солнышко зайдёт ниже, ниже, ниже – медленно приседают, опуская руки перед собой

Утром солнышко взойдёт выше, выше, выше – медленно встают, поднимая руки вверх.

Хорошо, хорошо солнышко смеётся – хлопают в ладоши

Нам под солнышком таким весело живётся – прыжки из стороны в сторону.

Воспитатель: Молодцы ребята! Присаживайтесь. А давайте поиграем ещё в одну игру «Когда это бывает». Я буду читать потешки, действие, в которых происходит в разное время суток, а вы определите время суток и выложите на стол соответствующую карточку.

Утром дети просыпаются,

В детский садик собираются.
Делают все по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют,
И растенья поливают.

Днем гуляем и играем.

Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет,
Приглашает на обед.

Вечер — солнышко садится,

Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!».

Ночью дети спят в кроватке.

Снятся сны им сладки-­сладки.
Звезды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.

Воспитатель: А теперь давайте назовём части суток по порядку. Молодцы! Ребята пришла пора повеселиться. Давайте потанцуем, только танец наш будет не простой. Для него нам понадобятся вот эти геометрические фигуры, вы помните, как они называются?

Дети: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель: Эти геометрические фигуры будут меняться одна за другой, а мы с вами будем разные действия: если увидим круг будем прыгать, если квадрат — хлопать в ладоши, если треугольник — приседать, если прямоугольник — шагать на месте.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НЕ ОШИБИСЬ».

Воспитатель: Молодцы, давайте немножко отдохнём, присаживайтесь на стульчики! Вам понравилась наша встреча? Давайте вспомним, что же нового мы сегодня узнали.

- Мы учились считать? До скольки?

- Как мы получили число 5?

- Мы вспоминали сегодня части суток? Какие?

- С какими геометрическими фигурами мы сегодня играли?

Молодцы, ребята! Мне тоже понравилась наша с вами встреча, и поэтому я вам хочу подарить вот такие замечательные игрушки («Живые фигурки»). До новых встреч!