МБДОУ-д/с №7 посёлка Владимирово.

Краткосрочный исследовательский, творческий проект

в средне-старшей группе «Смешарики».

«Без воды нам не обойтись»

Автор: Рыжова Мария Валерьевна, воспитатель средне-старшей группы МБДОУ – д/с №7 посёлка Владимирово Багратионовского р-на Калининградской обл.

Проблема: недостаточные знания о воде, как о составляющей неживой природы.

Обоснование проблемы:

Гуляя по улице после дождя, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовали вопросы: «Какая бывает вода? Что происходит с ней в природе? Для чего вода нужна?». Мы решили путём экспериментирования разобраться в свойствах воды.

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Вид проекта: краткосрочный (22-26 июня 2015 г.).

Участники проекта:  дети средней группы «Смешарики», педагоги, родители (законные представители).

Цель: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.

Задачи:

  1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов;
  2. Создать условия для формирования у детей первоначальных навыков исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности и творческого интереса;
  3. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть и др.) путём организации опытно-экспериментальной деятельности;
  4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность;
  5. Обогатить запас знаний родителей (законных представителей) о роли экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети заинтересованы свойствами воды, проявляют познавательную активность.
  2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество и детальность в работе.
  3. Дети с удовольствием экспериментируют, рисуют, играют.
  4. Родители (законные представители) принимают участие в совместной опытнической деятельности.

Продукт проектной деятельности: Оформление группы, приемной и веранды на прогулочном участке на водную тематику; создание рельефной композиции с детьми «На глубине океана»; папка-передвижка для родителей (законных представителей) «Опыты с водой»; оформление фотоальбома «Детско-родительская опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»»; создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»; итоговое мероприятие «День Нептуна».

Реализация проекта:

1. Работа с родителями (законными представителями):

  • папка – передвижка «Опыты с водой»;
  • консультация: «Какие формы работы можно использовать для развития мыслительных процессов, творческих способностей, для формирования трудовых навыков дошкольников»;
  • оформление альбома «Детско-родительская опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»» (фото совместных опытов с водой детей и родителей (законных представителей)).

2. Работа с детьми (см. приложения):

  1. Рассматривание материала по теме: иллюстраций и альбомов «Морские обитатели», энциклопедий «Акулы», «Рыбы», «Дельфины»; просмотр видеофильмов «Тайны океана»;
  2. Беседа «Что мы знаем о воде?»;
  3. Проведение опытов с водой (ежедневно, в группе, на улице);
  4. Аппликация «Тучи по небу бежали»;
  5. Рисование с элементами аппликации «На глубине океана»;
  6. Чтение рассказа «Как люди речку обидели»;
  7. Выкладывание из счетных палочек «Рыбка», «Осьминожка», «Капля»;
  8. Подвижные игры: «Мы - капельки», «Караси и щука», «На болоте»;
  9. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей»;
  10. Слушание аудиозаписей музыкальных композиций: "Шум моря", «Шум дождя», «Шум прибоя».

№ п/п

Дата:

Тема, вид деятельности

1

22.06.2015

Чтение рассказа «Как люди речку обидели». П/и «На болоте»

2

23.06.2015

Просмотр видеофильма «Тайны океанов», Рисование с элементами аппликации «На глубине океана». П/и «Караси и щука»

3

24.06.2015

Тема «Что мы знаем о воде». П/и «Мы - капельки»

4

25.06.2015

Аппликация «Тучи по небу бежали». П/г «Дождик, дождик, веселей»

5

26.06.2015

«День Нептуна». Развлекательно-спортивное мероприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог работы:

  1. Оформление альбома «Детско-родительская опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды»»;
  2. Коллективная работа с детьми «На глубине океана»;
  3. Картотека «Опыты и эксперименты с водой»;
  4. Итоговое спортивно-развлекательное мероприятие «День Нептуна».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тема: «Что мы знаем о воде?»

Образовательные задачи:

1.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.

2.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы: Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты); наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы); практический (опыты); словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

Изготовление панно «Кому нужна вода»

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода»; инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь красная, синяя), ложечки; символы, обозначающие свойства воды; эмблемы «Помыл руки – не

забудь плотно закрыть кран».

Ход занятия:

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране. 

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Афоню. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь.

Воспитатель: Поможем? (Ответы детей). Афоня, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Переливать воду в разные сосуды

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам, ребята, и тебе, Афоня, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная». На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого).

Воспитатель: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Афоня, хочешь?

Опыт № 3 На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода).

Воспитатель: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Афоня, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Опыт № 4. «Вода может изменять свой вкус» (Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром, ложечки).

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 5 «Вода не имеет запаха».

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь? (нет)

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды.

Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Афоня. Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Афоне расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа с плакатом «Кому нужна вода»).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Афоня, узнал что-нибудь нового о воде?

Афоня: Да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А ребята тебе, Афоня, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – бесцветная 

Вода – безвкусная 

Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Где и какую, дети, воду вы сегодня видели? (в помещении, на улице).

Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы)

Афоня: Ну. Спасибо, теперь я всё знаю о воде.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А ты знаешь, Афоня, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Афоня: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. А чтобы ты, Афоня, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

ПЕРЕД ЕДОЙ МОЙ РУКИ С МЫЛОМ.

Мышка плохо лапки мыла: 

Лишь водичкою смочила, 

Мылом мылить не старалась – 

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах! 

Как же это неприятно! 

Попадут микробы в рот – 

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь, 

Чаще с мылом умывайтесь!

Афоня: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы).

Чтение рассказа
«Как люди речку обидели»

Образовательные задачи: 
1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
2.  Прививать бережное отношение к окружающей природе.
3.  Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по проверке очистки воды.

4. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках за природными явлениями, беседа на тему: « Как мы любим отдыхать семьей», проведение подвижных игр «Мы-капельки», «Караси и щука».
Материалы и оборудование: ткань голубого цвета, ленточки – голубые, фильтр, плакат «Человек и вода».

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие мои детишки

Положите в сторонку книжки

Подождет вас немного игра,

Заниматься пришла пора.

Воспитатель: Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали?

Воспитатель: А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?

Воспитатель: А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загораете, купаетесь?

Воспитатель: Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруду любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой любила детей.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам рассказ про речку, которую обидели очень люди.

Как люди речку обидели

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Воспитатель: Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.

Воспитатель: Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?

Воспитатель: Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?

Воспитатель: Почему так нельзя поступать? 

Воспитатель: Что бы ты сделал на месте Кости?

Воспитатель: Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого.

Воспитатель: Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.

Воспитатель: Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно. 

Воспитатель: Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми

Воспитатель: Дети, вы хотите знать, где рождается речка? 

Воспитатель: Давайте пройдем к моему столу. (Воспитатель кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).

Воспитатель: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут.

Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку?

Воспитатель: Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а остальные – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали большую реку. Вот так много воды и надо ее беречь. А сейчас давайте и мы с вами будем маленькими капелькам и поиграем в игру «Мы - капельки».

Воспитатель: А сейчас давайте еще раз вспомним, какая речка была до прихода гостей и после их ухода.

Воспитатель: Дети, подберите цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой. Раскрасьте речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразите при помощи цвета "настроение" реки до прихода гостей, а на правой - после их ухода.

Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку:

Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит.

(вода)

Воспитатель: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (да).

Воспитатель: Дети, у меня в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.

Воспитатель: Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (в одном стаканчике она чистая, в другом – грязная)

Воспитатель: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой).

Воспитатель: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.

Воспитатель: Сравните ее с водой "из чистой реки". (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.

Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.

Воспитатель: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. А давайте посмотрим мультфильм «Про Крокодила Гену» и узнаем, что же он делал, чтобы  грязная заводская вода не попадала в реку и не умирали рыбки. Просмотр мультфильма.

Рисование «На глубине океана»

Образовательные задачи. Вызвать интерес к изображению морских обитателей в сотворчестве с педагогом. Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Освоение способа «принт» (печать) и рисование с помощью штампа. Учить рисовать нетрадиционными способами – ставить отпечатки тряпочкой, ватным тампоном, пробкой и звездочкой, сделанной из моркови; ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире и отображению впечатлений в изодеятельности доступными изобразительно-выразительными средствами.

Предварительная работа. Рассматривание изображений морского дна. Видеофильм «Тайны океана». Освоение способа «принт» (печать).

Материалы, инструменты, оборудование. Основа для коллективной композиции – лист бумаги большого формата, краски гуашевые, материалы для экспериментирования с отпечатками – ватные диски, тампоны, тряпочки, пробки, печатки, звездочки из моркови, салфетки для аппликации, клей.

Аппликация «Тучи по небу бежали»

Образовательные задачи:

1.   Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать их в пределах нарисованного контура.

2.   Напомнить детям, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

3.   Вызывать интерес к созданию выразительного цветового образа.

4.   Развивать мелкую моторику и согласованность в движениях обеих рук.

5.   Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за тучами и облаками; игра «Солнышко и дождик», беседа о сезонных изменениях, о том, что вода таит в себе много тайн; игры – экспериментирования с окрашиванием воды; заучивание стихотворений про дождик.

Материалы и оборудование: узкие полоски синего, серого, голубого и белого цвета – для модульной аппликации – мозаики; листы бумаги для фона, ножницы, клей-карандаш, салфетки, иллюстрации с изображением дождя.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, какое сейчас время года? (лето)

Воспитатель: Назовите приметы лета. (всё вокруг зелено, солнце светит ярче, идет тёплый дождь)

Воспитатель: А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и ответьте на вопрос: о ком оно?.

Тучи по небу бежали,

Тучи солнышку мешали.

Рос грибок, Цвел цветок,

И с цветком играл щенок,

И сидела около чья-то кукла Фекла

Струйки с неба побежали.

Стекла в доме задрожали.

Мок цветок,

Мок грибок, мок щенок,

И мокла, чья-то кукла Фекла.

Возле дома у крылечка

Скачут капли, льется речка…

Дождь цветку умыл глазок.

Он грибку расти помог.

С головы до самых ног.

Стал пушистее щенок,

И сидела сохла, чья-то кукла Фекла.

Воспитатель: Дети, что случилось с Феклой? (ее замочил дождь)

Воспитатель: А как капает дождик? (кап-кап-кап)

Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришёл Капитошка.

Капитошка: Ребята, а вы знаете когда идет дождик? (когда на небе много облаков)

Капитошка: Правильно, облака состоят из капелек воды.. Всегда ли облака бывают одинаковые? (нет, они бывают разные, когда плывут по небу: веселые, грустные, грозные и удивленные)

Капитошка: Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождем? (в солнечную погоду они светлые, белые, а перед дождем – серые темно-синие, темные)

Капитошка: А как двигаются облака?

Воспитатель: Дети, Капитошка принес нам с вами мозаику – аппликацию «Тучи». Он очень хочет, чтобы мы помогли ему сделать тучки, он не хочет скучать один на небе. Поможем ему?

Воспитатель: Но сначала дайте поиграем. Я буду мама-тучка, а вы с Капитошкой мои детки – капельки. И нам пора отправляться в путь.

Проводится игра «Мы - капельки».

Воспитатель: А сейчас давайте Я вам расскажу и покажу, как будем делать тучки. Разрезаем полоски на мелкие кусочки. Берем лист бумаги светло-голубого цвета – это небо, по которому поплывет большая туча. Покрываем клеем верхнюю часть тучи и быстро выкладываем мелкие кусочки цветной бумаги (светлые), потом покрываем среднюю часть и снова выкладываем цветную бумагу (кусочки более темные) и на нижнюю част