МБДОУ-д/с №7 посёлка Владимирово.

Краткосрочный информационно-познавательный, творческий

межгрупповой проект

 «Хлеб – всему голова».

 

Руководители проекта: Рыжова Мария Валерьевна, воспитатель средне-старшей группы «Смешарики», Берлизова Екатерина Александровна, воспитатель второй младшей группы «Лунтик»;

Проблема: отсутствие у детей целостного представления о процессе выращивания хлеба; неосознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе.

Обоснование проблемы:

Предлагаемый проект рассчитан на младший и средний дошкольный возраст (второй, третий, четвёртый год обучения). В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному, поэтому необходимо ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Вместе с ребятами групп «Лунтик» и «Смешарики» мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Тип проекта:  информационно - познавательный, творческий.

Вид проекта: краткосрочный (20-24 июля 2015 г.).

Участники проекта: дети второй младшей группы «Лунтик» и средне-старшей группы «Смешарики», педагоги, родители (законные представители).

Цель: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Задачи:

  1. Обогащать словарный запас (названия злаковых культур, названия каш, которые готовят из злаков).
  2. Расширять представление о различных видах транспорта в сельском хозяйстве, о профессиях, связанных с ним.
  3. Дать понятие о сельскохозяйственных орудиях труда прошлого времени (серп, коса).
  4. Развивать творчество, фантазию, логическое мышление интерес к экспериментированию.
  5. Совершенствовать эстетическое восприятие, интерес к художественной литературе, устному народному творчеству; помочь в постижении народной мудрости.
  6. Формировать бережное отношение к хлебу.
  7. Формировать уважение к труду окружающих.

Ожидаемые результаты:

1. Дети знают о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил; бережно к нему относятся.

2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество и детальность в работе.

3. Дети с удовольствием рисуют, лепят, выполняют аппликацию, играют.

4. Родители (законные представители) охотно принимают участие в совместной деятельности.

Продукт проектной деятельности: Оформление группы, приемной и веранды на прогулочном участке; оформление межгрупповой выставки семейных поделок «Хлебная лавка» (макеты хлебобулочных изделий); групповые выставки: «Маленький пекарь»; оформление альбома детских работ «Чудо тортики»; фотоотчёт.

 

Реализация проекта.

1. Работа с родителями (законными представителями):

- папки – передвижки «Хлеб - всему голова»;

- памятка «Лепка из солёного теста»;

- оформление выставки семейных поделок «Хлебная лавка» (макеты хлебобулочных изделий из ваты, поролона, солёного теста).

2. Работа с детьми (см. приложения):

  1. Рассматривание фотоальбома «От зерна до каравая».
  2. Совместный просмотр презентации «Откуда к нам хлеб пришёл?» (музыкальный зал).
  3. Чтение украинской народной сказки «Колосок».
  4. Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Ломоть хлеба» Т. А. Шорыгина.
  5. Чтение белорусской народной сказки «Лёгкий хлеб».
  6. Чтение и пояснение пословиц и поговорок о хлебе.
  7. Составление словаря «Копилка слов».
  8. Чтение и заучивание скороговорок о хлебе.
  9. Лепка из солёного теста хлебобулочных изделий «Маленький пекарь».
  10. Рисование   колосьев, (гуашь).
  11. Лепка «Колосок», (пластилин).
  12. Составление узора из макаронных изделий.
  13. Выкладывание узора на пластилиновом основании (гречка, перловка, пшено и т. д.) «Каравай».
  14. Рисование «Чудо тортики» (гуашь).
  15. Постройка хлебозавода (по схеме) из мягких блоков.
  16. Строительство тележек, автомобилей для перевозки зерна, муки (мелкий конструктор).
  17. Выкладывание по контуру из круп и семян изображений хлебобулочных изделий.
  18. Штриховка   «Мельница».
  19. Обведение по точкам (с/х техника).
  20. Д/и «Волшебный мешочек».
  21. Рассматривание колосьев различных культур. Сравнить пшеницу и овёс (ячмень).
  22. Д/и «Звучащая коробочка». Сравнение на слух разных круп.
  23. Опыты с водой и мукой.
  24. Игра-драматизация по русской народной сказке «Колобок».
  25. Театральная игра по русской народной сказке «Колосок».
  26. Сюжетно-ролевая игра «Булочная».
  27. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Маши».

Итог работы:

1. оформление альбома «Чудо тортики»;

2. межгрупповая выставка «Хлебная лавка»;

3. групповые выставки детских работ  «Поле золотое», «Маленький пекарь»;

4. панно «Каравай»;

5. фотоотчёт (презентация).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Письмо к родителям.

Уважаемые родители!

 

Мы начинаем новую тематическую неделю: «Хлеб – всему голова». С 20 по 24 июня будет реализовываться проект «Хлеб – всему голова». Дети узнают, как важен и необходим труд взрослых разных профессий для того, чтобы на столе всегда был вкусный хлеб.

Так же дети познакомятся с различными видами злаковых культур и с блюдами, которые можно из них приготовить. Узнают, что каша тоже, «растёт» в поле. Дети разучат пословицы, поговорки; обогатится их словарь. Совместно с вами, мы сможем помочь детям понять необходимость бережного отношения к хлебу. Надеемся на сотрудничество.

 

Домашнее задание: Пополнить межгрупповую выставку «Хлебная лавка» макетами хлебобулочных изделий (из ваты, поролона, солёного теста).

 

 

 

 

Конспект занятия  «Откуда хлеб пришел?»

Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.  Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. При помощи исследовательской деятельности рассмотреть муку и определить её свойства. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: Иллюстрации этапов выращивания хлеба, тарелки с мукой, колоски и зёрна пшеницы.

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята,  что вы сегодня ели на завтрак?

Ответы детей

Воспитатель: А вчера?

Ответы детей

Воспитатель: А что было на обед?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

Воспитатель: Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

Ответы детей

Воспитатель: А, как он в  магазин попал, хотите, расскажу? (Рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями) Весной, когда снег растает на поля выходят трактора, которые пашут землю, чтобы она стала рыхлая, мягкая. Затем зёрнышки хлеба сажают в землю. Посмотрите, какие они маленькие, жёлтые, пузатые. Специальными машинами, сеялками зерно сеют по полю. Потом при тёплом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски. В колосках зерно, не одно, а много. Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу. Там зёрна перемелют в муку. Сейчас мы с вами рассмотрим её. Я предлагаю вам взять свои стульчики и пройти к столам, на которых находятся тарелочки с мукой.

Дети занимают места за столами

Воспитатель:  Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне какая она по цвету?

Ответы детей: Белая.

Воспитатель: Потрогайте её руками. Какая она на ощупь?

Ответы детей: Мягка, пушистая.

Воспитатель: Пересыпьте её из одной ладони в другую. Легко мука пересыпается?

Ответы детей

Воспитатель:  Мука сухая, рассыпчатая. Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку. Теперь аккуратно очистите ваши руки от муки, затем вытрите их влажными салфетками.  Повторим - мука белая по цвету, на ощупь мягкая, легко пересыпается – она рассыпчатая, мука сухая, лёгкая. Из этой муки ребята, на пекарне, пекут хлеб, булки. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?

Воспитатель:  Посмотрите, вот, что нужно для приготовления теста, давайте всё назовём вместе. Мука, вода, соль, дрожжи, немного сахара, яйца. (на отдельном столике)

(Воспитатель приглашает детей сделать пальчиковую гимнастику, стоя возле стульчиков)

Пальчиковая гимнастика «Тесто».

Тесто замесили мы,                      Сжимаем, разжимаем кулачки

Сахар не забыли мы,                    Имитация посыпания

Пироги пшеничные                       Соединили ладошки вместе

В печку посадили мы.                             Руки вперед, вверх ладонями

Мы печем пшеничные                            Имитация стряпни пирожков

Пироги отличные.    

Кто придет  к нам пробовать       Поднимание,  опускание плеч

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,            Показать  ладонь, загибать  пальцы             

Пес  лохматый со двора

И другие, все кто  может,

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся воробьям достанутся.

Воспитатель:  Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что ещё пекут из муки?

Ответы детей

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, сколько людей выращивают хлеб и  заботятся о том, чтобы у нас с вами каждый день на столе был свежий хлеб.  Хлеб – самое главное богатство нашей Родины. Недаром в народе говорят: «Хлеб – всему голова».

Конспект занятия (аппликация) «Каравай»

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, как называется тема, над которой мы сейчас работаем?

Воспитатель: Правильно, «Хлеб - всему голова». А что же это за выражение «Хлеб - всему голова»? (пословица). Откуда же берутся пословицы? (придумывают люди). Как вы думаете, почему люди сочинили пословицы о хлебе? (это важный продукт в жизни человека).Чем же так ценен хлеб? Давайте мы с вами сейчас вспомним - пословицы и тогда поймём, почему так важен хлеб на столе....

  • Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
  • Без хлеба нет обеда.
  • Баловством хлеба не добудешь.
  • Земля кормит людей, как мать детей.
  • Не в пору обед, как хлеба в дому нет.
  • Хлеб на стол, так и стол престол и т. д.

Воспитатель вносит каравай: Посмотрите, что мы для вас приготовили. Как это называется? (каравай). А какими словами можно рассказать про этот каравай? Какой он?

Д/и «Подбери словечко».

Воспитатель: А давайте сейчас каждый из вас испечёт такой же красивый и румяный каравай.

Детям предлагается выполнить коллективное панно «Каравай» (выкладывание узора на пластилиновом основании (гречка, перловка, пшено и т. д.)).

 

Ломоть хлеба

Т.А. Шорыгина

 

 

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

 

Дело, может быть, простое -

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

 

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

 

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

 

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

Д/и «Подбери словечко».

Дети дают словесную характеристику караваю (румяный, пышный, воздушный, душистый, красивый и т. д.).

Д/и «Третий лишний».

Трактор, комбайн, зерно.

Овёс, ячмень, василёк.

Яблоко, пшеница, груша.

Д/и «Волшебный мешочек».

Задача: Учить находить отличительные признаки вещества, используя тактильные, зрительные, слуховые ориентиры; активизировать словарь.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что я для вас приготовила. Здесь в каждом мешочке насыпана разная крупа. Вспомните, пожалуйста, какие крупы вы знаете? (гречневая, манная, перловая, ячневая и т. д.) - Возьмите каждый по мешочку и попробуйте определить, не развязывая, у кого какая крупа. Догадались?

Воспитатель: А теперь давайте опустим руку в мешочек и проверим, кто правильно догадался.

Педагог спрашивает 2-3 детей, какая крупа в мешочке и как ребёнок это определил. Необходимо добиваться правильного ответа на вопрос: «крупа какая?» (мелкая, овальная, круглая, сыпучая, твёрдая и т. д.).

Д/и «Звучащая коробочка».

Сравнение на слух разных круп.

Воспитатель: А вы знаете ребята, любую крупу можно не только потрогать, но и послушать. В этих коробочках также насыпана разная крупа. Как вы думаете, шуршать все коробочки будут одинаково, если их встряхнуть? А вот мы сейчас и узнаем...

Дети встряхивают поочерёдно каждый свою коробочку, потом открывают и смотрят, какая крупа внутри.

Педагог добивается правильного ответа на вопрос: «как звучала эта (манная, гречневая, перловая и т. д.) крупа?».

Дети: (тихо, звонко, громко и т. д.)

-Молодцы! Все справились с заданием. Теперь вы знаете, что каждая крупа имеет свой звук или голосок.

 

Словарь по теме:

Названия злаков: овёс, рожь, пшеница, ячмень, гречиха.

Названия каш: ячневая, пшеничная, пшённая, овсяная, гречневая, манная, перловая.

Названия с/х техники: плуг, серп, коса, трактор, комбайн, веялка.

Названия хлебобулочных изделий: рогалик, булочка-витушка, крендель, каравай, пирог, сухарь, сушка, пряник, пышка, кулич.        

 

Физкультминутки.

***

Каша в поле росла               (хлопаем в ладоши)

К нам в тарелку пришла      (хлопаем в ладоши)

Всех друзей угостим           (топаем ногами)

По тарелке дадим.               (топаем ногами)

Птичке - невеличке,

Зайцу и лисичке,                       (загибаем пальцы на руках)

Кошке и матрёшке,

Всем дадим по ложке.

***

Хомка, хомка, хомячок полосатенький бочок

Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт.

Поднимает хомка лапку и выходит на зарядку

1 2 3 4 5- Хомка хочет сильным стать.

* * *

Каждый день - тут и там делаем зарядку

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, (ходьба)

Руки поднимать, (руки вверх)

Приседать и вставать, (приседания)

Спинки выпрямлять!

Пальчиковая гимнастика.

«Оладушки»

 

Бабушка, бабушка испекла оладушки.

Один- Машеньке, Один- Коленьке,     загибать поочерёдно пальцы на руках

Один Риточке, один Поленьке.

Плачет пальчик Безымянный,                 Дети растопыривают пальцы, а затем

Видно, хочет каши манной                             начинают одновременно сгибать

«Кушай, пальчик». На ладошку             безымянные, касаясь подушечками

Мы ему поставим плошку                            соответствующей ладони.

Загадки по теме.

Один из братьев рос прямой,

Хлеба не принес домой,

А другой горбатый рос-

Каравай домой принес.

                                                 (колосья)

Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами.

(овес)

 

Весь из золота отлит

Он на солнышке стоит

(колос)

Белая беляна по полю гуляла.

Домой пришла, в сусек легла.

(мука)

В поле метелкой, в мешке жемчугом.

(пшеница)

Промеж гор Печор лежит бык печен,

А в брюхе мак толчен, а в боку нож вострен.

(каравай)

Всем нужен,

А не всяк сделает

(хлеб)

На водопой не хожу, овса не прошу,

Коли хочешь, попашу, коли хочешь, помолчу.

(трактор)

Вырос в поле дом

Полон дом зерном

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столе золотом

(колос)

Ходит полем из края в край,

Режет черный каравай.

(плуг)

Сама длинная, нос длинный

 А ручки маленькие.

(коса)

Лежит мужичок

В золотом кафтане

Подпоясан, а не поясом

Не поднимешь так не встанет

(сноп)

 

Пословицы о хлебе

  1. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
  2. Без хлеба нет обеда.
  3. Баловством хлеба не добудешь.
  4. Книга питает разум, а хлеб питает тело.
  5. Земля кормит людей, как мать детей.
  6. Хлеб всему голова.
  7. Хлеб везде хорош, и у нас и за морем.
  8. Не в пору обед, как хлеба в дому нет.
  9. Хлеб на стол, так и стол престол.

 

Скороговорки:

  1. Пекарь пёк пирог. Пёк, пёк- недопёк, Пёк, пёк- перепёк.
  2. Глеб ел хлеб, а Галина уплетала малину.
  3. Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.

Легкий хлеб

Белорусская народная сказка.

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

- Ты что ешь, человече?

- Хлеб, - отвечает косарь.

- А он вкусный?

- Да еще какой вкусный!

- Дай мне отведать.

- Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:

- Прежде всего надо землю вспахать...

- Тогда и хлеб будет?

- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...

- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.

- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...

- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.

- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...

- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...

- И буду хлеб есть?

- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...

- И все?

- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

- И спечется хлеб?

- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.

- Конь, конь! Я тебя съем.

- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.

Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” - думает. Потом говорит:

- Гуси, гуси! Я вас съем.

- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу. Спой нам, а мы послушаем.

- Это можно. Петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”

Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:

- Дед, дед, я тебя съем!

- И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.

- А он вкусный?

- Попробуй - узнаешь.

- Давай.

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес... Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:

- Баран, баран, я тебя съем!

- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.

Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

- Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

Колосок.

Украинская народная сказка.

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.

- А кто будет молотить? - спросил петушок.

- Только не я!-закричал один.

- Только не я!-закричал другой.

- Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.